Чтобы
получить консультацию,
Вы можете обратиться:
к школьному психологу, психологу районного
психологического центра, психотерапевту, психиатру.
А так же позвонить
по телефону доверия для детей, подростков и родителей
+7 (800) 200-01-22
Помните, что просьба о помощи – первый
шаг к ее получению!
Куда можно обратиться за помощью?
v Краевое государственное
бюджетное учреждение «Алтайский краевой центр психолого-педагогической
и медико-социальной помощи»
г. Барнаул, пр. Ленина, 54а
тел: +7(3852) 36-75-43
v Алтайский краевой психоневроло-гический диспансер
для детей
г. Барнаул, Змеиногорский
тракт, 69
v тел: +7(3852) 68-48-99 (Запись
на прием производится с 8:00 до16:00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья).
психоневрологический диспансер
для детей
Детская
депрессия ошибочно оценивается как замкнутость. При этом клиническая картина
депрессии затушевывается особенностями личности ребенка, связанными с его
интеллектуальным развитием, семейным влиянием, культурой и развитием в целом. Трудность также и в том, что
депрессия может быть одним из симптомов многих заболеваний, синдромом или
самостоятельной болезнью. Нередко диагностике печали у детей мешает
неосознанное стремление родителей не замечать ее, чтобы избежать огорчений,
усугубления вины, которую они чувствуют из-за невнимательного отношения к своим
детям.
Выделяют
три подтипа депрессии.
1-й подтип чаще возникает у 6-8-летних детей, при
нем наблюдаются печаль, плач, беспомощность, безнадежность, погруженность в
свои переживания.
2-й подтип характерен для 8-12-летних школьников и
проявляется в низкой самооценке, высокомерии, в страхе быть использованным, в
ожидании неудач, несчастий.
3-й подтип (у детей старше 10 лет) характеризуется
чрезмерным чувством вины, карающей самооценкой, самобичеванием, пассивными и
активными мыслями о самоповреждении.
С возрастом
не только меняется подтип, но и увеличивается число симптомов.
У детей
депрессии чаще проявляются фантазиями (в мечтах, рисунках, спонтанных играх),
реже – в словесном выражении, еще реже – в расстройстве настроения и поведения.
Министерство образования и науки Алтайского края
ПАМЯТКА
для родителей и педагогов
«Признаки
депрессивных состояний несовершеннолетних»
г. Барнаул, 2020 год
Признаки депрессивного состояния детей
младшего школьного возраста:
·
Заметное
ухудшение школьной успеваемости;
·
Увеличение времени
занятий при снижении результатов;
·
Выраженное
расстройство и волнение: нежелание идти в школу, ложиться спать или участвовать
в совместных занятиях;
·
Гиперактивность,
нервные тики, постоянное движение, апатия, снижение активности;
·
Частые ночные
кошмары;
·
Провокационное
поведение:
непослушание,
неподчинение взрослым, агрессия (дольше 1 месяца);
·
Частые вспышки
раздражения.
ТРИАДА ДЕПРЕССИИ:
Депрессия
– это пониженное настроение (отсутствие настроения).
Депрессия
– это идеаторная заторможенность (умственная)
Депрессия – это моторная заторможенность.
Признаки депрессивного состояния детей
среднего и старшего подросткового возраста:
·
Изменение
школьной успеваемости;
·
Употребление
алкоголя и наркотиков;
·
Изменения в
режиме сна и питания;
·
Частые жалобы на
физическое состояние;
·
Одержимость
вопросом своего веса: неоправданный страх ожирения;
·
Противопоставление
себя правам и власти других людей, выраженное в актах воровства или вандализма;
·
Пессимизм, плохой
аппетит, мысли о смерти;
·
Частые проявления
агрессивности или жестокости.
Факторы, способствующие возникновению депрессии у
детей и подростков:
-
психосоциальные;
-
генетические;
-
биологические.
Если у ребенка критическая ситуация:
1.
Главное,
быть рядом, проявить заботу, попытаться откровенно побеседовать, даже обнять, а
еще лучше постараться, чтобы человек заснул, ни в коем случае нельзя начинать
«умных» речей, критиковать, спорить.
2.
Предоставить
возможность выговориться, пусть в резкой форме, как бы «разгрузиться». Главное,
чтобы ребенок не накапливал отрицательных эмоций.
3.
Душевная травма
заживает постепенно. Терпеливо ждать, не торопить, проявлять заботу, выражать
понимание, сочувствие.
4.
При возвращении
к ребенку чувства собственного достоинства важно не проявлять
чрезмерную опеку и заботу, воспринимать его нужно уже в новом качестве.