Виртуальная Республика Алтай

Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Сетевой город. Образование

НОК

Нежелательный контент

ib_content.png - 120.65 Kb

Ссылки

Из истории проведения «Недели детской книги»

Из истории проведения «Недели детской книги»

Неделя детской книги родилась в 1943 г. - в разгар войны по предложению детского писателя Л.А. Кассиля, который и открыл первую Неделю в Москве. Он дал ей чудесное название - книжкины именины. «Приятно, когда твоя выдумка со словом входит в жизнь, уже отрывается от твоего авторства, становится общим достоянием. Книжкины именины... » - это запись в его дневнике 1961 года.

Участники и очевидцы первой детской Недели вспоминают... « Ранним утром 26 марта 1943 г. из станций метро «Охотный ряд» и «Площадь Свердлова», из трамваев и троллейбусов выбегали мальчики и девочки в стоптанных башмаках, залатанных валенках, стареньких курточках. Позади вторая военная зима, и бледные, исхудавшие лица ребят - еще одно свидетельство тяжелой поры. Но ребячьи глаза горят, оживление нарастает по мере приближения к известнейшему в мире зданию - Колонный зал Дома Союзов. Здесь прямо у входа их встречают мужчина и женщина - оба в военной форме. Майор с орденом Красной Звезды - директор детского издательства Людмила Викторовна Дубровина. И Л.А. Кассиль в командирском морском кителе с орденом «Знак Почета». Перед ребятами в тот день выступили известные детские писатели».

С того памятного дня стало доброй традицией начинать весенние каникулы открытием Недели детской и юношеской книги. И только один раз Неделя проводилась не весной, а осенью. И было это в 1945 г. за неделю в Колонном зале Дома Союзов на встречах с писателями побывало 30 тысяч юных москвичей. 17 октября 1945 г. в зал пришли М. Пришвин, С. Маршак, А. Барто, К. Паустовский, В. Инбер, С. Михалков, художники Е. Рачев, А. Ермолаев. Вместе с юными читателями они почтили память писателей, погибших на фронтах Великой Отечественной. А потом читали стихи. Фотографировались на память. На одной фотографии из архива участника этого события надпись: «Это было 17 октября 1945 г., где писатели и читатели проводили Неделю детской книги,. смотрите и поучайтесь. Всегда бы так... ». И подпись: Лев Кассиль.

Долгое время «книжкины именины» проводились в Колонном зале Дома Союзов. Потом им стало тесно в стенах одного зала, тесно в пределах одно дня. С конца 50-х гг. «Книжкина неделя» или «Книжкины именины» стали справлять широко по всему необъятному Советскому Союзу. Подключились средства массовой информации - газеты, журналы, радио и ТВ. Столицей Недели каждый год становилась одна из столиц Союзных Республик, а Неделя стала Всесоюзной. Но официальное открытие каждой Недели всегда начиналось в Москве - в Колонном зале Дома Союзов. В очередную Столицу Недели приезжали детские писатели из всех союзных республик и из Москвы. Собиралось до 50 детских писателей, по 2-3 лучших представителя

от каждой республики. После проведения основных мероприятий в столице, писательские делегации разбивались на творческие группы и этот «писательский десант» забрасывался во все районы республики, где проходили встречи с читателями в школах и библиотеках, Дворцах пионеров и на стадионах. Недели превращались в творческие мастер - классы, где шел обмен опытом, живое общение, озаренное радостью встреч и открытий.

В этой огромной работе практическое участие принимали Союзы писателей СССР и РСФСР, в первую очередь детские писатели: С. Михалков, М. Прилежаева, А. Алексин, А. Лиханов и другие.

В 2017г. Неделе детской книги исполнилось  74 года.

Пусть эта«Книжкина Неделя»

Продлится только до апреля,

Но Вы - читающий народ - Любите книгу - круглый год!

Международный День детской книги

Об истории празднования и появлении жанра детской литературы за рубежом

Международный день детской книги отмечается ежегодно 2 апреля в день рождения датского писателя-сказочника Г анса Христиана Андерсена, (1805-1875). Обычно к этому дню во многих странах приурочивают проведение недели детской и юношеской книги. Проводят утренники, конкурсы, выставки, конференции и фестивали, посвященные лучшим книгам мира. Программы яркие, развлекательные, запоминающиеся. И везде, у всех стран и народов королем праздника считается Андерсен.

Детская литература явление сравнительно новое. До середины 17 в. дети читали, за редким исключением, примерно то же, что и родители. Однако и у тех, и у других всегда имелся иной источник знаний - фантастические, исторические и бытовые истории, существовавшие в устной традиции.

Истоки детской книги восходят к эпохе, когда в Англии появился печатный станок и У. Кэкстон выпустил в 1477 первую книгу на английском языке. Среди его многочисленных изданий, которые наверняка привлекали детей, были басни Эзопа и забавный животный эпос «Роман о Лисе». В 1658 году чешский священник и педагог Я.А. Коменский опубликовал первую книгу с картинками для детей «Мир чувственных вещей в картинках»- учебник на латыни с гравюрами. На протяжении 17 в. детей обучали в духе пуританских верований; круг детского чтения в основном сводился к Библии, хотя печаталось немало предназначенных для детей книг религиозного содержания.

В 18 в. у детей появилась возможность выбирать книги по вкусу. Два великих «взрослых» романа, «Робинзон Крузо» (1719) Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» (1726) Дж. Свифта, в адаптированном виде идеально подходили для детского чтения. В то же время и детей и взрослых одинаково привлекали дешевые издания народных сказок,

баллад и преданий, заимствованных из устной традиции. Собрание увлекательных волшебных восточных сказок «Занимательные арабские ночи» включало «Аладдина», «Али-Бабу и сорок разбойников» и «Семь путешествий Синдбада-Морехода».

Другой вехой в издании книг для детей стало появление в 1744 году «Карманной книжицы» Д. Ньюбери, призванной «наставлять и развлекать» юного читателя.

Начало 19 в. отмечено изданием непревзойденных немецких народных сказок, опубликованных знаменитыми братьями Г римм и сказок великого датского писателя Ханса Кристиана Андерсена. Дети по обе стороны Атлантики зачитывались романами В.Скотта, прежде всего «Роб Роем» (1817), «Айвенго» (1819) и «Талисманом» (1825), находя в них романтику и приключения.

Начало золотого века детской литературы относится к середине 19 в. К этому времени все, наконец, признали, что детям, помимо учебников и религиозных сочинений, требуются собственные книги.

По счастливому стечению обстоятельств, творчество ряда самых блистательных авторов, создававших книги для детей, приходится на вторую половину 19 в. Тут, прежде всего, нужно назвать Л.Кэрролла: он не был первым по времени, но, подобно сияющему метеору, преобразил небосклон детской литературы. Огромный интерес вызвали его книги «Приключения Алисы в Стране чудес» (1865) и «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса» (1872).

В области приключенческой литературы для мальчиков «Остров сокровищ» (1883) Р.Л.Стивенсона и по сей день остается популярнейшей классической книгой, возможно, потому, что автор вывел в ней Долговязого Джона Сильвера, персонаж нового типа, привлекающий своей непредсказуемостью. Роман «Копи царя Соломона» (1885) Г.Р. Хаггарда поражал читателя экзотикой. Взрослые и подростки с одинаковым удовольствием читали рассказы А. Конана Дойла о великом сыщике Шерлоке Холмсе. В приключенческом жанре выступали и Майн Рид (1818-1883), из книг которого наибольшую любовь снискали «Юные путешественники» (1853) и «Всадник без головы» (1866). Р.Киплинг в 1894 выпустил для детей «Книгу джунглей», куда вошли истории про воспитанного волками мальчика Маугли, тигра Шер Хана, медведя Балу и других говорящих животных. За ней последовали «Просто сказки» (1902), построенные как истории-ответы на вопрос «Почему?»; наиболее известна из них, вероятно, сказка о любопытном слоненке. В 1876 Марк Твен выпустил «Приключения Тома Сойера», об увлекательных похождениях и злоключениях мальчишки из городка на реке Миссисипи в штате

Миссури. Твен был наделен даром безошибочно чувствовать радости и горести детского возраста. Его «Приключения Гекльберри Финна» (1885), один из признанных шедевров американской литературы, серьезнее по тону, здесь речь идет об осуждении рабства, но и в этом романе события даны сквозь призму твеновского юмора. В области фольклора самым значительным явлением стали записанные Дж.Ч.Харрисом (1848-1908) рассказы и сказки дядюшки Римуса - образцы устного творчества чернокожих на местном диалекте.

Заметное влияние на детскую литературу 19 в. оказали три европейских писателя. Француз Ж. Верн был «отцом» научной фантастики. Его самый знаменитый роман «Двадцать тысяч лье под водой» - соединение научной информации с приключенческим сюжетом покорило молодых читателей новизной и занимательностью. Итальянец К. Лоренцини (1826-1890), известный под псевдонимом Карло Коллоди, создал произведение на все времена - «Приключения Пиноккио» (1883).

Начало 20 в. отмечено многими новыми явлениями в области детской книги. В США приступили к интенсивному формированию специализированных детских библиотек. Выпуск детской литературы окончательно закрепился как самостоятельная отрасль издательского дела в 1920-х годах. Знаменитая фантасмагория Дж. М. Барри о Питере Пэне, мальчике, который не хотел становиться взрослым, сказка Л.Фр. Баума (1856-1919) «Волшебник из страны Оз», «Веселые приключения Робин Гуда» Г. Пайла (1853-1911). Дж. Лондон написал выдержавшие проверку временем повести «Зов предков» (1903) и «Белый Клык» (1906).

Вехой на пути признания важной роли детской литературы стало учреждение в 1922 медали Ньюбери, которая ежегодно присуждается Американской библиотечной ассоциацией за выдающееся произведение для детей, написанное гражданином США и опубликованное в предшествующем году. Сегодня эта медаль - одна из самых престижных литературных наград. Медаль Колдекотта, учрежденная той же Ассоциацией в 1938, присуждается лучшему иллюстратору детской книги. В Великобритании по образцу медали Ньюбери учреждена медаль Карнеги (1936), которая вручается за книгу, написанную на английском языке и впервые (или одновременно) изданную в Соединенном Королевстве. Аналогичной британской наградой для художника- иллюстратора стала медаль Кейт Гринуэй (1955).

Х. Лофтинг (1886-1947) написал сказку о зверином докторе, знающем язык животных. «История доктора Дулитла» (1922) мгновенно стала бестселлером; за ней последовало много новых книг о путешествиях и приключениях отважного доктора. Памеле Л. Трэверс (1906-1996) принадлежат сказочные повести о строгой деловитой гувернантке,

наделенной волшебной силой, - «Мэри Поппинс» (1934), «Возвращение Мэри Поппинс» (1935) и другие. Преобразить сказочную фантастику 20 в. выпало, однако, Дж. Р. Р. Толкиену, автору книги, оказавшей огромное влияние на литературный процесс, - завораживающей повести с запутанным сюжетом «Хоббит» (1937)

Вторая половина 20 в. открыла новую эру в распространении забытого жанра детской литературы - документальной прозы, включая историческую и биографическую. В 20 в. детская поэзия, преимущественно легкая и веселая, насчитывает много видных мастеров слова.

В день праздника международного дня детской и юношеской книги, по традиции, лучшие детские писатели приветствуют ребят своими посланиями, а лучшие художники рисуют плакаты, посвященные детской книге. В 2009 году стихотворное послание детям мира подготовила египетская секция Международного Совета по детской книге.

Версия для слабовидящих

Телефон 8(385 2)20-64-07

Народный фронт

info22

"Спас-Экстрим"

Дети РоссииОнлайн

Valid XHTML & CSS | Copyright © 2019 by Гришковская СОШ
Яндекс.Метрика